» Стаття
Рынок чая в Украине. История, традиции, современность и перспективы

Рынок чая в Украине. История, традиции, современность и перспективы

Чай занимает достойное место в жизни каждого украинца, являясь одним из самых доступных и массовых продуктов. Однако статус самого популярного продукта чай получил только в советские времена. Возвращаясь к истории , стоит отметить , что в дореволюционный период в Украине и России чаще употребляли кофе : объем потребления кофе был на уровне общемировых показателей .

Однако , советский режим заблокировал развитие традиции употребления кофе , в результате место кофе по праву занял чай , вскоре получил звание национального напитка . В настоящее время украинского потребителя захлестнула волна предложений на рынке напитков , однако чай продолжает оставаться лидером , позволяя себе менять названия , вкусовые качества и даже формат потребления.

 

Основные характеристики чайного рынка Украины

 

Древние чайные традиции потребления

 

Чай остается самым недорогим и популярным напитком , который выбирают украинского . Около 84 % населения пьют чай чаще одного раза в день , и в последнее время эксперты отмечают увеличение частоты чаепитий .

 

Стабильность потребления чая

 

За год украинской в среднем потребляет 500-600 граммов чайного листа . Ежегодная емкость отечественного рынка оценивается в 22-24 тыс. тонн . Такой уровень потребления сохраняется уже несколько лет с некоторым понижением в кризисные годы .

 

Зависимость чайного рынка от импорта

 

Чайный рынок полностью зависимым от импорта , а значит , от изменений курса валют . В структуре поставок чая в Украине цейлонские чаи занимают 50 % , индийские и кенийские - по 15 % , китайские - 10 % , другие страны - 10 %. В последнее время растет доля поставок дешевых сортов чая из Азии и Африки. Большинство украинских компаний предпочитают покупать на аукционах готовы чайные смеси и присваивать им свою торговую марку.

 

Большое количество ТМ чая

 

Общее количество чайных торговых марок на украинском рынке , по разным оценкам составляет от 100 до 130 штук , и производители продолжают выводить на рынок новые ТМ . Причем , по словам операторов рынка , в годы кризиса количество ТМ сократилось на треть. Тем не менее , большой выбор чая ТМ приводит к отсутствию явных лидеров потребления.

 

Низкий уровень экспорта переработанного сырья чая

 

Доля экспортируемого украинского чая невысока и составляет около 1 % от объема импорта чая. Основными импортерами чая с Украиной является Молдова , Россия и Беларусь .

 

Тенденция к потреблению высококачественных сортов чая

 

Доля премиум -сегмента занимает примерно 35% рынка , однако потребление недорогих сортов чая лидирует по объему продаж и в весе - его доля составляет 40 %. Доля элитного коллекционного чая составляет 1-2%. В период кризиса наиболее динамичный премиум -сегмент сдал свои позиции , уступив 15 % сегмента чая эконом - класса. В условиях восстановления экономики ожидается положительная динамика роста премиум -сегмента .

 

 

Выбор удобного способа потребления

 

В структуре потребления по формату потребления лидирует пакетированный чай - 47 % , 31 % занимает листовой чай в пачках , 19 % листовой весовой , 3% другие виды . Интерес потребителей к пакетированном чая мотивировал операторов рынка выводить на рынок продукт премиум - класса именно в таком формате .

 

N2Q5MDR